Общественная организация «Взаимодействие»

Общественная организация «Взаимодействие»

Общественная организация «Взаимодействие»
Мы приветствуем общественно направленную
активность и творческий подход
в реализации целей и задач
«Взаимодействия»

Центры поддержки и консультирования — шанс для уменьшения насилия в семье. В Молдове их всего 4

Ежегодно в Республике Молдова психологи специализированных центров консультирования и помощи, открытых в Дрокии, Окнице, Каушанах и Кишиневе, оказывают услуги около 150 домашним тиранам. В ходе занятий их обучают контролировать свое агрессивное поведение. Чаще всего агрессоры посещают курсы принудительно по решению судебных инстанций. Эксперты в области прав человека, как и судьи, считают, что следует открыть больше таких центров в разных районах страны.

Первый центр помощи и консультирования для семейных агрессоров, созданный по американской модели, начал работать в 2012 году в Дрокии. Впоследствии, такого рода центры были открыты также в муниципии Кишиневе и районах Кэушень и Окница.

«Жалею, что не обратился к психологу раньше, чтобы спасти свой брак»

Олег Пынтя из села Карахасаны района Штефан-Водэ начал посещать Центр помощи и консультирования в Каушанах в 2019 году. «Было много проблем в семье, часто возникали конфликты, а в последний раз все кончилось очень плохо — я ударил свою жену. Она ушла из дома, потом мне запретили видеться с семьей, встречаться с детьми. Судья обязал меня посещать курсы по консультированию в течение трех месяцев», — рассказывает мужчина.

Олег говорит, что благодаря этим занятиям научился контролировать свои эмоции и избавился от агрессивности: «Я научился не реагировать негативно в определенных ситуациях и быть спокойным, но самое главное — уважать женщину. Я понял, что насилием ничего не решишь. Рекомендую тем, у кого есть проблемы в семье, посещать эти курсы. Хотя бы несколько дней. Это поможет преодолеть проблемы».

После развода, он платит алименты на содержание своих двоих детей. Я спросила, что бы он посоветовал мужчинам, избивающим своих жен. «Я сказал бы им, что нужно быть терпеливым и понимающим. Понимание намного лучше насилия. Было бы хорошо, чтобы полиция реагировала тогда, когда поступают жалобы на насилие в семье, и даже чтобы именно они рекомендовали семье обратиться к психологу. Я очень жалею, что не обратился к психологу раньше, чтобы спасти свою семью и не страдали дети из-за развода с женой», — говорит Олег.

Анна Шкепу, директор профильного центра в Каушанах, рассказывает: «Олег был в глубокой депрессии, когда пришел к нам, был крайне огорчен произошедшим. После посещения курса он многое понял и изменил свое мышление, его психологическое состояние улучшилось. Он не хотел разводиться, хотел восстановить семейные отношения. Но не получилось. Сейчас он стал более ответственным и заботится о детях. Мы мониторизируем ситуацию и видим произошедшую перемену».

Консультируют семейных агрессоров бесплатно

Во время консультаций домашние тираны беседуют с юристами, психопедагогами и социальными ассистентами центра, которые помогают им понять истоки приступов ярости и учат, как можно обуздывать свои эмоции. Специалисты объясняют им, почему они были наказаны, какими правами обладают члены семьи и они сами.

Чаще всего они посещают программы по консультированию в принудительном порядке, по решению судебных инстанций, которые выносят защитные предписания для жертв насилия. Однако агрессоры могут и добровольно посещать эти курсы, по направлению местного социального ассистента, участкового полицейского или другого члена многодисциплинарной группы по месту жительства.

Запрет на приближение агрессора к жертве регулирует Закон о предупреждении и пресечении насилия в семье, который обеспечивает возможность помощи и защиты, как жертве, так и агрессору, говорит психолог Кишиневского центрa помощи и консультирования для семейных агрессоров Лидия Горчаг. «Недостаточно работать только с агрессором, непременно нужно работать и с жертвой, чтобы помочь и ей преодолевать определенные моменты. Потому что все мы обладаем определенным воспитанием и поведенческими моделями, почерпнутыми в своих семьях, которые не всегда являются наилучшими примерами для подражания», — говорит Л. Горчаг.

Психологи консультируют и агрессивных родителей

Программа консультирования предусматривает индивидуальные и групповые занятия, а помощь может оказываться как мужчинам, так и женщинам. Как правило, программа длится до трех месяцев, в течение которых бенефициары проходят 10 тем, помогающих им преодолеть агрессивное поведение. Их обучают тому, чем являются и как проявляются ненасилие, уважение, доверие и поддержка, родительская ответственность, переговоры, корректность и др.

Директор Дрокиевского центра помощи и консультирования Семен Сырбу говорит, что консультации проводят и для агрессивных родителей, которые бьют своих детей: «К сожалению, у нас есть и женщины — семейные агрессоры. Такие случаи очень редки, может, 1% от общего количества случаев семейного насилия, однако очень много матерей прибегают к насилию в отношении детей».

Судья: Устранить агрессивность в долгосрочной перспективе можно только путем работы специалиста с агрессором

Магистрат Кишиневского суда Ливия Митрофан считает, что проблему насилия в семье невозможно решить только защитными предписаниями для жертв. «Посредством защитного предписания мы лишь временно устраняем последствия. Однако очень важно, чтобы агрессоры посещали эти курсы, поскольку агрессивность можно устранить только тогда, когда с агрессором работает специалист», — говорит судья.

Она рекомендует открыть такие центры и в других населенных пунктах и информировать граждан о существовании подобных организаций, которые могут работать не только с жертвами насилиями, но и с агрессорами.

Семен Сырбу, который заложил основы этой реабилитационной программы в Республике Молдова, говорит, что подобные центры разгружают пенитенциары и помогают агрессорам не рецидивировать.

«Пенитенциарная система Республики Молдова не воспитывает агрессора, у нее лишь одна функция — изолировать человека от общества. Нет образовательных программ, позволяющих утверждать, что он был в пенитенциаре и там его перевоспитали. Государству следует дать агрессору шанс. Мне бы хотелось, чтобы каждый выполнял свой долг: полиция, прокуроры, судьи», — заключает Семен Сырбу.

Он говорит, что в идеале в Молдове следовало бы обеспечить создание и работу одного такого центра на каждые 3-4 района, а в Кишиневе — не менее трех. И Национальная стратегия по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы предусматривает развитие социальных услуг для семейных агрессоров.

автор: Марианна Жакот

Источник: esp.md