Мы к дедушке Джо!
Нелегальные мигранты из Латинской Америки всегда были проблемой для США, а с приходом к власти Джо Байдена она переросла в настоящий кризис. Ежемесячно в страну прибывает 100-150 тысяч человек. Противники нового президента уверены, что его администрация не контролирует ситуацию, и призывают Байдена срочно решать вопрос безопасности границ. Они уверяют, что в скором времени поток нелегалов станет неконтролируемым.
«Пока мы тут с вами разговариваем, тысячи людей прибывают на границу. Миллионы людей хлынут в нашу страну, и это ее разрушит», — заявлял еще в конце марта бывший президент США Дональд Трамп республиканскому каналу Fox News. «Набирающий обороты кризис на границе — это гуманитарная катастрофа, которую спровоцировали слова и действия президента Байдена, — продолжал сенатор от Флориды Марко Рубио. — Дальше будет только хуже».
Ситуация выглядит настолько тревожной, что даже российский МИД счел необходимым обратить на нее внимание международного сообщества. «Ситуация требует срочного вмешательства ООН, других международных структур и правозащитных НПО», — заявляла представитель российского МИД Мария Захарова.
«В переполненных депортационных изоляторах находятся порядка 18 тысяч несовершеннолетних. Их родители буквально штурмуют южные рубежи США, счет задержанным уже перевалил за сотню тысяч. По оценкам американских СМИ, каждый день границу незаконно пересекают до тысячи человек» — официальный представитель МИД России Мария Захарова, заявление от 1 апреля 2021 года
Со стороны может показаться, что политики сгущают краски, однако официальная статистика говорит об обратном. По данным Службы таможенного и пограничного контроля США, ситуация на южной границе скорее даже ухудшается. Если в феврале границу пересекли около 100 тысяч человек, то в марте — уже 170 тысяч, а по итогам мая — более 180 тысяч. Однако, что стоит за этими цифрами?
«Вы в зоне наркотрафика!»
С проблемой нелегалов сталкиваешься в Сан-Диего в самых неожиданных местах. Например, на автостраде периодически попадаются необычные дорожные знаки: мужчина и женщина держат за руки ребенка и перебегают магистраль. Это означает, что здесь мексиканские нелегалы, спасаясь от пограничников, могут неожиданно выбежать прямо под колеса.
В непосредственной близости от границы расположено множество национальных парков, но гулять в них рекомендуют с осторожностью. На входе висят плакаты: «Вы находитесь в зоне нелегальной миграции и наркотрафика. Будьте бдительны!» У границы привыкаешь наблюдать задержание нелегалов. Выглядит все довольно идиллически: нарушители сидят возле машин спецслужб и жадно пьют воду, пока пограничники оформляют протоколы.
Однако в последнее время задержаний стало больше, и это даже заметно невооруженным взглядом. Так, недавно жители Сан-Диего на вечерней прогулке могли наблюдать, как конвоируют сразу три группы пойманных нелегалов — такого за 10 лет проживания в США я еще не видел! К тому же раньше в группах попадались лишь взрослые, а в мае я становился свидетелем задержания и подростков. 3 мая в окрестностях Сан-Диего произошла настоящая трагедия: катер с 32 нелегалами врезался в скалу, погибли три человека.
Границу стало сложно пересекать всем — даже тем, кто имеет все нужные документы. Если раньше проход через КПП занимал минут пять, то теперь эта же процедура растягивается на часы, и возле пунктов выстраиваются многокилометровые очереди.
Дело в том, что многие нелегалы пытаются всучить пограничникам какие угодно бумаги, надеясь, что для «доброго дедушки Джо» этого будет достаточно. В ход идут даже справки из медпунктов о фиксации побоев
Рядом со «страной мечты»
Что же заставляет мексиканцев, несмотря на все риски, пытаться нелегально проникнуть в США? Ответ на этот вопрос становится ясен, стоит только перейти из Сан-Диего в мексиканскую Тихуану — город по ту сторону границы. В одночасье из развитой страны ты попадаешь в типичное государство третьего мира: обветшалые дома, разбитые мостовые, нищие на улицах.
Уроженец Мексики за месяц может заработать в Штатах почти в десять раз больше, чем на родине. Ради денег люди готовы рисковать и преодолевать любые трудности. И было бы ошибкой считать, что пробраться в США мечтают лишь мексиканцы. Подобная ситуация наблюдается везде в Латинской Америке.
Сегодня одна из наиболее престижных профессий в мексиканском приграничье — «койот». Так называют проводников, проводящих нелегалов через границу. Их услуги обходятся недешево, не каждому они по карману. И те, кто когда-то приехал в Тихуану в надежде попасть в США, но не смог оплатить услуги проводника, не всегда возвращаются домой. Непосредственно возле пограничных заграждений в Тихуане стоят тысячи палаток и других примитивных жилищ, построенных из картонных коробок, — там оседают выходцы практически из всех бедных стран Латинской Америки. В эти трущобы не рискует соваться без крайней необходимости даже полиция.
Обычно латиноамериканцы прибывают в Гватемалу, куда пускают людей с любым гражданством, а уже оттуда через всю Мексику добираются до вожделенной американской границы. «Мексиканской визы у меня не было, и я решил пробираться в Тихуану через Мексику нелегально, — рассказывает гватемалец Хуан. — Со мной поехали еще двое: никарагуанец и сальвадорец. Мексиканско-гватемальская граница не охраняется, но в самой Мексике полиция охотится на нелегалов».
«Тут важно регулярно мыться, чтобы от тебя не воняло: копы в автобусах вычисляют нелегалов именно по запаху. Вторая опасность — мексиканские бандиты, которые часто грабят таких, как мы» — Хуан, нелегальный мигрант из Гватемалы
Хуану и его попутчикам повезло: всего за неделю на автобусах они добрались до места назначения. «Правда, один раз мы все-таки попались полиции, но за взятку в сто долларов с носа нас отпустили на все четыре стороны. В Тихуане же можно и не прятаться — здесь нелегалов так много, что никто их не ловит», — говорит он.
В 2021 году в лагерях мигрантов в Тихуане наблюдается оживление. Многие из них облачились в майки с надписью: «Мы идем к дедушке Джо!» «Я надеюсь, что сейчас наконец-то смогу попасть в США. Ведь Байден так жестко критиковал Трампа за его человеконенавистническую политику к мигрантам! Дай бог, чтобы это не было пустыми словами!» — говорит 40-летняя Изабелла, приехавшая с двумя детьми из Гондураса. Но в реальности надежды Изабеллы призрачны.
Просто спекуляция?
Пока реформы Байдена в области миграционной политики не слишком значительны. Он прекратил строительство стены на границе с Мексикой, а также перестал высылать детей, прибывших в США без сопровождения. Однако назвать эти меры революционными будет сильным преувеличением.
Стоит отметить также, что при президенте Бараке Обаме, в администрации которого служил Байден и чей курс он во многом продолжает, миграционная политика кардинально не отличалась от той, что проводил Дональд Трамп. Да, «неистовый Дональд» не скупился на жесткую риторику, но дальше слов дело не пошло. Достаточно спорны и утверждения о нынешнем миграционном кризисе. Многие склонны считать, что это не более чем спекуляция. Такого мнения придерживается, к примеру, профессор Калифорнийского университета из Сан-Диего, директор американского центра миграционной политики Тoм К. Вонг.
«Утверждать, что миграционная политика Байдена вызвала миграционный кризис, в корне неверно» — Тoм К. Вонг, профессор Калифорнийского университета из Сан-Диего
«Нынешнее увеличение количества нелегалов, пытающихся незаконно проникнуть в США, объясняется, во-первых, сменой сезона (к весне активность нарушителей границы всегда увеличивается). Во-вторых, из-за жесткого закрытия границ во время пандемии накопилось значительное количество мигрантов, которые отложили свои планы до более благоприятных времен, и вот сейчас они наступили», — считает он.
Тот факт, что нелегалы постоянно штурмуют американскую границу, в США расценивается очень по-разному. Многие либералы действительно считают, что страна должна принять всех желающих. Их главный аргумент состоит в том, что Штаты всегда были страной мигрантов, так почему же их потомки препятствуют обретению новой родины таким же горемыкам, как и их предки.
«Мы же должны быть щедрыми и добрыми. Как же мы можем не пустить этих несчастных, если им плохо?! А деньги найдутся, надо просто прекратить бомбить Ирак!» — с пафосом рассказывал мне Бен, фотохудожник из Сан-Франциско и убежденный противник Трампа.
Противники такого подхода возражают, что в потоке нелегалов легко спрятаться различным криминальным элементам, и пускать в страну людей, привыкших зарабатывать преступным путем, — это угроза общей безопасности. Но этот аргумент довольно шаткий. Да, среди нелегалов есть преступники, в основном наркодилеры, но подавляющее большинство мигрантов составляют честные, безропотные крестьяне и чернорабочие. Статистика говорит, что в латиноамериканских кварталах США уровень преступности минимальный, в отличие от тех же афроамериканских.
Но есть у противников смягчения миграционной политики другой аргумент, перед которым пасуют даже самые идейные либералы. Это проблема культурной «экспансии с Юга».
Новая Мексика?
На самом деле сейчас уже не так важно, скольким еще латиноамериканцам удастся прорваться в США. Доля латинос, то есть потомков выходцев из Латинской Америки, стремительно растет во всех пограничных с Мексикой штатах. Например, в Калифорнии их уже чуть больше, чем белых, — 39 и 38 процентов соответственно.
Большинство этих людей составляют потомки мигрантов, получившие паспорта США. Одна из главных причин, почему доля латиносов стремительно растет, — у них выше рождаемость, чем у белого населения. Кроме того, выходцы из Латинской Америки приглашают своих родственников по программе воссоединения семей. Натурализоваться удается и многим нелегалам. По прогнозам демографов, уже через 30 лет выходцы с Юга будут абсолютным большинством населения пограничных штатов.
У этой проблемы есть и другая сторона, больше волнующая даже не простых граждан, а республиканских политиков. Левые идеи распространены в Латинской Америке гораздо сильнее, чем в США: например, в этом регионе до сих пор популярны имена Ленин и Сталин. Не являются исключением и американские латинос: они чаще, чем белые американцы, голосуют за демократов.
Часто критикуемый в последнее время политолог Сэмюэл Хантингтон считал американских латинос угрозой американской идентичности, поскольку они с трудом поддаются ассимиляции. Последнее утверждение верно. Мексиканцы сохраняют родной язык и обычаи вне зависимости от того, когда их предки перебрались в США. Не все даже учат английский. Это отчаянное нежелание принимать традиции и обычаи своего «нового дома» заметно отличает их от иммигрантов из других стран, в том числе русских, которые частично забывают родной язык уже во втором поколении.
Как-то в разговоре с американской мексиканкой я упомянул, что через пять лет жизни в США получил американский паспорт, и неожиданно столкнулся с негативной реакцией.
— Вот как вы, русские, умеете устраиваться! Моим родителям дали американский паспорт только после 20 лет жизни в США.
— Извините, но паспорт же дают через пять лет автоматически, если ты не нарушал закон!
Выяснилось, что собеседница «забыла» упомянуть важную деталь: ее родители пересекли границу незаконно. На родину их депортируют лишь в случае совершения уголовного преступления, а так они живут в США без особых проблем — их дети ходят в школу, а в 16 штатах им дают и автомобильные права. Через некоторое время, хотя это и не пять лет, они в итоге получают и американское гражданство. То есть ассимилироваться в Штатах мигрантам достаточно легко. Было бы желание.
Их борьба
Когда Дональд Трамп заявлял, что будет депортировать мигрантов-нарушителей, это вызывало огромное возмущение у многих американцeв. Так что Джо Байден, которого многие выбирали как «анти-Трампа», собирается вести строго противоположную политику и амнистировать нелегалов. К тому же выслать их всех невозможно даже технически.
Демократы уже подготовили законопроект об изменении миграционной системы. Согласно плану, после проверки документов и добросовестной уплаты всех налогов нелегалам будет разрешено в течение пяти лет жить и работать в США. Затем они смогут подать заявление на грин-карту, а еще через три года — на гражданство. Но не факт, что этот законопроект получит необходимую поддержку.
Если в палате представителей Конгресса США у демократов большинство, то места в сенате распределяются между партиями поровну — 50 на 50. Большинство Демпартии обеспечивается лишь голосом вице-президента Камалы Харрис, которая по Конституции является главой сената, но участвует в принятии решения лишь тогда, когда голоса сторон распределятся поровну. Фракция республиканцев точно проголосует против в полном составе. И это значит, что сторонникам Байдена нельзя терять ни единого голоса. В случае блокировки реформы радикальные демократы вполне могут «подключить улицу», начать массовые акции протеста против «фашистских миграционных законов».
Но в действительности совершенно не важно, проведет ли Байден свою миграционную реформу, или она провалится. Рост числа латиноамериканцев с паспортами США уже невозможно остановить в силу естественных причин. И в конечном итоге это принципиально изменит всю страну: общество, культуру, язык и уж тем более политический ландшафт. Рано или поздно число латинос, которые поддержат демократов, станет настолько велико, что шансы республиканцев прийти к власти устремятся к нулю. В такой ситуации США через 30 лет или превратятся в страну с однопартийной системой, или непримиримым противникам мигрантов придется изобретать новую, совершенно иную партию.
Автор Игорь Ротарь (Сан-Диего — Тихуана)
Источник: lenta.ru