Почему российские депутаты, духовные лица, деятели культуры— не хотят признавать семейное насилие преступлением?
В Зеленограде полицейский Сергей Гусятников 57 раз ударил ножом свою жену за то, что она хотела с ним развестись. Потом уехал на работу, оставив маленького ребенка с мертвой матерью. Его осудили на 10 лет.
В Ростове-на-Дону слесарь Александр Петренко сжег свою гражданскую жену, мать троих детей. Потом объяснил: хотел ее проучить, потому что она поздно пришла домой. Облил какой-то спиртосодержащей жидкостью и якобы случайно уронил рядом зажженную сигарету. Суд в это поверил и приговорил Петренко к ограничению свободы всего на один год.
В Омске 36-летний муж восемь часов убивал жену, соседи слышали его крики: «Иди вымой свою поганую кровь!». Полицейские приехали по вызову соседей, позвонили в дверь, им никто не открыл, и они уехали. На допросе муж заявил, что убил жену, потому что та вовремя не накормила их 3-летнего сына. Эта история произошла в январе 2022 года, приговора еще нет.
Таких историй тысячи. Мужчины нападают на женщин с кочергами, топорами, тесаками, бензопилами. Этот текст из реальных уголовных дел. Чудовищные по жестокости случаи возможны еще и потому, что в России и законодатели, и правоохранители снисходительно смотрят на домашнее насилие. По их мнению, проблема сильно раздута, а те, кто считают иначе, — расшатывают скрепы и покушаются на основы российского уклада.
Но даже те заниженные цифры, которые есть, ужасают. С 2021 года Генпрокуратура ежемесячно публикует данные о количестве преступлений, совершенных в отношении членов семьи или секс-партнеров. Раньше эта статистика была недоступна. Так вот, по данным Генпрокуратуры, каждое пятое убийство и каждое третье изнасилование в России происходит внутри семьи.
У правозащитников и исследователей проблемы цифры еще кошмарнее. В два ковидных года 71% убитых женщин погибли не от преступников в темных подворотнях, а от рук близких — партнеров и родственников!
Неправительственные женские организации провели анализ опубликованных приговоров с 2011 по 2019 годы и выяснили, что за это время от рук партнеров или родственников погибли больше 12 тыс. женщин. Для сравнения: за 10 лет Афганской войны погибли 14,5 тыс. советских военнослужащих!
А еще эти данные правозащитники сравнили с международными, их публикует ООН. И оказалось, что Россия — мировой лидер по партнерскому насилию. В России партнеры совершают 53% убийств, а, например, в странах Африки в среднем наполовину — 38%! В Европе этот показатель составляет еще меньше — 29%. То есть у нас дом — самое опасное для женщины место.
Причины — в отсутствии реакции на насилие общества и государства.
В опросе 14% мужчин признались, что все мужчины имеют право применять физическую силу в целях воспитания своих жен. И примерно половина россиян считают, что публичная жалоба на насилие со стороны мужа разрушает традиционные ценности, такие как семья, любовь и верность. Как метко говорят правозащитники, сор из избы в России выносить нельзя, а труп — можно.
Государство охотно поддерживает такие взгляды. Патриархальная власть не заинтересована в ограничении домашнего насилия, принуждение — это основа управления в России на всех уровнях. Соответственно феминизм и защиту любых меньшинств государство воспринимает как посягательство на свою власть.
Если в Вашей семье есть насилие, или угроза вашему здоровью и жизни обращайтесь за консультацией к специалистам ОО «Взаимодействие» в Приднестровье по телефону доверия 0 800 99800. Все услуги бесплатны и конфиденциальны. Звоните — 0 800 99 800. Мы принимаем звонки с 9.00 до 21.00 без выходных. Пострадавшие от насилия в семье могут получить психологические, юридические консультации, сопровождение социального работника, при необходимости медицинскую помощь.