После сексуального рабства ИГИЛ: пострадавшие жительницы Ирака залечивают раны
Врач-гинеколог и основатель НПО Нагам Хасан уже несколько лет помогает бывшим узницам ИГИЛ в Ираке, которые пережили немыслимые зверства и до сих пор ощущают последствия глубокой травмы – физической и психологической. За свои усилия Хасан удостоилась в прошлом году престижной награды Управления ООН по делам беженцев – премии Нансена.
В небольшой комнатке, оборудованной на территории лагеря для внутренних переселенцев в иракском регионе Курдистане, сидят четыре женщины. Они записались на прием к доктору Нагам Хасан. Все они принадлежат к одному из местных меньшинств, езидам, которых особенно терроризировали боевики ДАЕШ/ИГИЛ. Восемь лет назад девушки были захвачены экстремистами и провели в плену несколько лет.
В августе 2014 года боевики ИГИЛ оккупировали Синджар на северо-западе Ирака, казнив тысячи езидов – мужчин, женщин и детей. Более шести тысяч женщин и девочек были захвачены в плен, где они годами жили в нечеловеческих условиях, фактически – в рабстве, и ежедневно подвергались сексуальному и другому насилию. Спустя год, в 2015-ом, Синджар был освобожден, но около трех тысяч езидов все еще числятся пропавшими без вести и более двухсот тысяч остаются в положении вынужденных переселенцев.
Д-р Хасан всегда находит слова утешения для своих пациенток, переживших зверства игиловского плена. «Я здесь, чтобы помочь вам, – говорит она мягко. – Моя цель – избавить вас от последствий травмы, которую вы все пережили».
Д-р Хасан и сама из езидов, она родилась в городе Башига на севере Ирака. Еще в юности ее возмущала несправедливость в отношении ее народа, особенно женщин, проявления которой она замечала повсюду. Это было задолго до прихода ИГИЛ.
Чтобы помочь соотечественницам, Нагам решила стать врачом-гинекологом. Она закончила университет в Мосуле и надеялась открыть в родном Синджаре собственную практику по лечению бесплодия. Но в 2014 году ее планы изменились.
«Я стала свидетелем катастрофы, которая происходила с женщинами-езидами», – вспоминает она. Все в то время пытались бежать из региона, но д-р Хасан решила остаться. Она переехала поближе к лагерям для внутренних переселенцев, чтобы помогать их обитательницам. Женщинам, пережившим сексуальное рабство, требовалось лечение – они страдали от инфекций и травм, нанесенных в результате пыток и побоев.
Я стала свидетелем катастрофы, которая происходила с женщинами-езидами
Д-р Нагам Хасан создала неправительственную организацию для помощи бывшим узницам ИГИЛ, одновременно работая директором местной больницы. Все видят в ней сильную женщину, лидера, но иногда самообладание покидает ее.
«Тяжело выслушивать рассказы моих пациенток, порой я не нахожу слов, все мое естество восстает против такой бесчеловечности, – делится врач. – Что можно сказать ребенку, девочке, которую в восьмилетнем возрасте многократно насиловал шестидесятилетний мужчина?»
Когда ей становится совсем невмоготу, д-р Хасан обращается за советом… к своей маме. Сухам – так зовут женщину – напоминает о важности ее миссии. «Нагам всегда заботилась о других, – с улыбкой говорит о дочери Сухам. – Еще малышкой она помогала своим сестрам и братьям, была для них как мама».
У д-ра Хасан была возможность уехать, но она даже не рассматривала ее. «Я здесь надолго. Мне есть, что сказать. Мне есть, о ком позаботиться. Я думаю, пострадавшим все еще нужна помощь. И я не брошу их. Я тоже принадлежу к езидам, мне легче, чем другим говорить с ними, я их хорошо понимаю», – поделилась она в интервью сотрудникам Управления ООН по делам беженцев (УВКБ).
За свою деятельность д-р Хасан была в прошлом году удостоена престижной премии имени Нансена – она стала победителем по региону Ближнего Востока и Северной Африки. Награда присуждается каждый год людям, которые оказывают помощь вынужденным переселенцам или людям без гражданства.
Д-р Нагам Хасан создала неправительственную организацию для помощи бывшим узницам ИГИЛ.
УВКБ ООН / Э. Макконнелл Д-р Нагам Хасан создала неправительственную организацию для помощи бывшим узницам ИГИЛ.
Оставшиеся в результате войны без крова езиды все еще живут в лагерях, неформальных поселениях или ютятся в городских трущобах. Многие безрезультатно пытаются найти своих близких. Люди не могут вернуться в Санджар, где все разрушено, нет элементарных удобств, не работают школы и больницы, практически отсутствует система правосудия. Женщины, забеременевшие в плену, боятся вернуться в родные края, опасаясь стигматизации.
Д-р Хасан помогла 1200 пострадавшим. В созданном ею НПО сегодня работают 50 человек, открыты две клиники в Синджаре. Желающие вернуться могут рассчитывать на всестороннюю поддержку, в том числе юридическую. Некоторые из бывших пациентов д-ра Хасан сами стали активистами и помогают другим. Их успехи наполняют ее сердце гордостью.
Доктор каждый день возвращается в лагерь для внутренних переселенцев, где ее ждут женщины, которые еще не отделались от ужасных воспоминаний. 42-летняя Лейла провела в сексуальном рабстве четыре года, пережила пытки. Боевики ИГИЛ казнили ее мужа и троих сыновей. «Я пережила такое… я не могу найти в себе мужество обо всем рассказать, столько еще несказанного», – признается Лейла.
Д-р Хасан не может сдержать слез, слушая свою пациентку. Пережитое оставило глубокие шрамы на теле Лейлы, но главное – раны душевные, открытые, кровоточащие. Чтобы хоть как-то унять эту боль, она приходит к д-ру Хасан. «Ее поддержка нужна мне как воздух, даже просто своим присутствием она помогает, рядом с ней становится легче», – говорит Лейла.
https://news.un.org/ru/story/2023/01/1436552