Общественная организация «Взаимодействие»

Общественная организация «Взаимодействие»

Общественная организация «Взаимодействие»
Мы приветствуем общественно направленную
активность и творческий подход
в реализации целей и задач
«Взаимодействия»

Схема «Переселенец». Как в Украине будут проверять ВПЛ и почему им стали задерживать выплаты

Для украинцев, которые получили статус внутренне перемещенных лиц, меняются условия.

Во-первых, по проверкам. Еще с ноября прошлого года социальные службы начали активно проверять, действительно ли переселенцы имеют право на выплаты (из бюджета им выделают по 2 тысячи гривен в месяц на взрослого и по 3 тысячи на ребенка).

Как заявил тогда заместитель министра социальной политики Владимир Музыченко в эфире телемарафона, поступает много «сигналов», в том числе от правоохранителей, о мошеннических схемах. Якобы некоторые граждане, получив статус ВПЛ, затем уезжают домой, при этом продолжают получать выплаты от государства. А некоторые даже никуда не переселялись — просто зарегистрировались через «Дию» как внутренне перемещенные лица, чтобы получать помощь.

И, как заявил Музыченко, уже есть даже уголовные дела по таким фактам — за мошенничество. Плюс — «ненастоящим» переселенцам придется вернуть полученные из бюджета средства.

Недавно в Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий сообщили подробности по проверкам временно перемещенных лиц. Как заявила вице-премьер-министр и глава ведомства Ирина Верещук, проверять переселенцев будут только при подозрении на неправомерное получение помощи. При этом, как отметили в министерстве, проверяющие должны предупреждать переселенцев о своем визите.

Если человека на момент проверки, к примеру, не окажется по месту проживания, у него будет 10 дней, чтобы явиться в соцслужбу и пройти идентификацию. Если он этого не сделает — выплаты снимут. Также выплаты могут снять, если переселенец уехал за границу, вернулся домой (по месту проживания на момент эвакуации) или вовремя не сообщил о смене места жительства.

Во-вторых, выплаты многим переселенцам начали задерживать. И по этому поводу люди уже массово атакуют социальные службы и Минреинтеграции. На днях последнее вышло с разъяснениями — почему переселенцам перестали платить. Оказалось, что уже недостаточно просто сменить адрес места проживания через «Дию» (что можно было сделать еще недавно) — нужно заново идти в органы социальной защиты.

Отметим, что в последнее время действительно появилось много схем, когда переселенцы уезжают за границу или возвращаются домой, при этом продолжая получать помощь как ВПЛ. Некоторые даже платят арендодателям (или людям, которые приютили их бесплатно), чтобы те, на случай проверки, подтвердили, что они там живут, просто «вышли в магазин». К слову, такие схемы используют не только внутренние переселенцы, но и наши беженцы в Европе.

При этом, как говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, «закручивание гаек» может коснуться и честных переселенцев.

«Есть сложности с перерегистрацией у тех, кто переезжает, к примеру, в другой город. Частным предпринимателям приходится менять еще и налоговую, а это весьма хлопотно. А для мужчин перерегистрация — через военкомат, и там могут быть свои сюрпризы, в том числе повестки. В итоге люди рискуют потерять деньги, еще и получить обвинения в мошенничестве», — отметил Кравец.

Разбирались, какая сейчас ситуация по ВПЛ и что грозит переселенцам, которых уличат в «мошенничестве».

Могут снять выплаты, заставить вернуть уже полученные деньги и подвести под уголовку
Как заявила Ирина Верещук, переселенцев будут проверять выборочно — только при подозрении в неправомерном получении помощи.

«Мы не можем допустить дискриминации внутренних переселенцев. Людей должны предупреждать. Они не могут круглосуточно находиться дома только для того, чтобы не потерять денежную помощь от государства, которая им очень нужна. Проверки должны осуществляться только при подозрении в неправомерном получении помощи», — сказала Верещук.

В марте в Кабмине прошло совещание по вопросам проверок переселенцев. В правительстве отметили, что количество проверок, по сравнению с прошлым годом, снизилось в 12 раз. «Но вместе с тем вопрос выборочных проверок ВПЛ по поводу их фактического присутствия на заявленном месте остается актуальным. Минреинтеграции держит его под постоянным контролем», — говорится на официальном сайте Кабмина.

Там также расписана схема, по которой должны идти проверки.

1. Территориальные органы социальных служб должны предупреждать переселенцев об их посещении с целью проверки.

2. Во время проверки должностное лицо Нацсоцслужбы должно составить акт.

3. Если человека на момент проверки не будет по месту проживания, проверяющие должны оставить сообщение о необходимости в течение 10 дней прийти в соцслужбу для «прохождение идентификации».

4. Если в этот срок переселенец не явится в соцслужбу, его могут лишить статуса ВПЛ и прекратить выплаты.

5. Статуса ВПЛ также можно лишиться при выезде за границу, возвращении по месту постоянного проживания или если вовремя не сообщить о смене фактического места проживания.

Напомним: массовые проверки переселенцев начались в ноябре прошлого года. Тогда в эфире телемарафона заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко заявил, что до «даты Ч» действовал весьма лояльный режим для переселенцев. Человек просто приходил в ЦНАП или соцслужбу, писал заявление и указывал адрес, по которому переехал. Реальных проверок — живет ли он по указанному адресу — не было. Зарегистрироваться как ВПЛ можно было также через «Дию», и все по тому же декларативному принципу.

Но затем начали массово поступать «сигналы», в том числе от правоохранителей. Музыченко описал несколько ситуаций, когда украинцы мошенничали с выплатами. Скажем, регистрировались как ВПЛ, но на самом деле никуда не выезжали, то есть, продолжали жить дома. Или же регистрировались по новому месту жительства, но там не жили, возвращались домой. Были даже случаи, когда ВПЛ регистрировались по конкретному адресу, а собственник жилья об этом ничего не знал.

Музыченко также назвал факты, которые могут заставить проверяющих «раскручивать» переселенца. К примеру, если выясниться, что тот работает по прежнему месту жительства, не проживает по новому адресу и пр.

Если выяснится, что человек мошенничал со статусом ВПЛ, он не только лишится выплат. Могут заставить вернуть всю сумму помощи и даже открыть уголовное дело по статье о мошенничестве, — заявил Музыченко. И такие дела уже есть, — намекнул замминистра.

По словам Кравца, эта статья в УК предусматривает от 5 до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

«Но доказать факт мошенничества не всегда просто. Нужно получить подтверждения злого умысла, то есть чтобы человек сам сознался. Как показывает практика подобных дел, которые уже возбуждались по фактам якобы неправомерного получения других социальных выплат, суды практически всегда становятся на сторону подозреваемого», — отмечает Кравец.

Тем не менее сам факт «уголовки» уже стал угрозой для переселенцев.

Платят за прописку ради выплат
Отметим, что схем со статусом ВПО сейчас действительно немало.

Самая распространенная — те, кто ранее выезжал в другие регионы как переселенцы, возвращаются домой (скажем, если позволяет военная ситуация), но «забывают» сообщить об этом соцслужбам. И продолжают получать выплаты. Скажем, на семью с двумя детьми это 10 тысяч гривен в месяц.

Собственник оценочной компании «Дельта Консалтинг» Роман Рябов весной прошлого года, когда в родном Харькове оставаться стало просто опасно, а в его дом был прилет, переехал с семьей в Винницу. Где они зарегистрировались как ВПО, указав в качестве нового места проживания адрес съемной квартиры.

Затем Рябов переехал в Киев, и снова прошел процесс регистрации с нуля, выстояв в длинных очередях. «Я просто указывал место проживания — адреса съемных квартир. Соцработники предупреждали, что могут прийти проверить. Но на практике никто даже ни разу не позвонил», — рассказывает Рябов.

Спустя несколько месяцев семья решила вернуться в Харьков, где на тот момент стало немного спокойнее. «Идти в ЦНАП, чтобы сообщить о возврате домой, уже не стали — снялись через «Дию», — рассказывает Рябов. Но некоторые, по его словам, возвращение домой никак не фиксировали. Что позволяет до сих пор получать выплаты.

«Деньги на самом деле — мизерные. Человека по приезду ждет квартира без окон. Нужно вкладываться в ремонт, и тут 2 тысячи от государства мало чем помогут», — говорит Рябов.

Некоторые переселенцы, уезжая домой, договариваются с владельцами жилья, которое они снимали или жили бесплатно, чтобы те их «не сдавали», и, если вдруг нагрянут проверяющие, говорили, что постояльцы «вышли в магазин» или «уехали на пару дней к родственникам». Как правило, это не бесплатно.

К примеру, Оксана, которая несколько месяцев жила во Львове, а затем вернулась в Запорожскую область, продолжает платить хозяйке по 2 тысячи гривен в месяц.

«Мы снимали комнату за 6 тысяч, получается, «крыша» перед проверяющими стоит 30% от арендной платы», — иронизирует женщина. При этом она рассказывает, что хозяйка уже заговорила о повышении «таксы». Говорит, боится, что соседи могут «сдать», и просит платить хотя бы 3 тысячи», — говорит Оксана.

«Хозяев можно понять. Они далеко не всегда хотят светить сам факт того, что они сдают жилье в аренду. Ведь в этом случае им нужно платить 19,5% налога (18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. Плюс — есть еще их личный «интерес». Но даже с учетом всех этих платежей переселенцам выгодно снимать квартиру только формально, под выплаты. К примеру, если платить «арендодателю» 3 тысячи в месяц, у семьи с двумя детьми останется еще 7 тысяч выплат в месяц. Доказать факт того, что человек живет по зарегистрированному адресу лишь формально, не так просто. Просто нереально выявить все такие схемы, ведь проверяющего к каждому переселенцу не приставишь. Более эффективно было бы требование регистрировать договора аренды для ВПЛ у нотариуса с уплатой госпошлины (0,1% от суммы сделки). В этом случае нотариусы могли бы вносить информацию о таких договорах аренды в реестр, что упростило бы мониторинг. Кроме того, сам факт регистрации «дисциплинировал» бы и хозяев, и их постояльцев. Но для этого нужно вносить изменения в ряд законодательных актов, так как по действующему законодательству договора аренды жилья на срок менее 3 лет не подлежат нотариальному заверению», — говорит киевский риэлтор и юрист Ирина Луханина.

Отметим, что «фиктивные арендаторы» есть не только среди внутренних переселенцев, но и среди наших беженцев в ЕС. К примеру, жительница Киевской области Татьяна живет с семьей в небольшом польском городке возле границы с Германией. Тут она снимает жилье у знакомого поляка, и неофициально подрабатывает — убирает квартиры. Муж занимается запчастями, тоже без официальной регистрации. При этом они имеют «прописку» в Германии, оформили там статус временной защиты и получают пособия.

«Нашли через польских знакомых немку в одном из сел Саксонии, недалеко от польской границы. Ей платим по 200 евро в месяц за прописку и адрес — туда приходят письма из Джобцентра или соцслужбы. Получаем немецкие пособия — на семью выходит порядка 1,7 тысяч в месяц. Сразу снимаем все с карты, и неплохо живем на эти деньги в Польше, где все дешевле, чем в Германии, плюс еще есть подработка. Курсы немецкого у нас онлайн, так как городок, где мы официально зарегистрированы, небольшой и группа для офлайн-обучения не набралась. Если вдруг какие-то ЧП, то мы за пару часов можем подъехать по звонку хозяйки», — рассказала нам Татьяна.

Такие случаи, понятно, не массовые. Но, как показывает практика, они есть.

ЖЭКи и небезразличные граждане
Но вернемся к внутренним переселенцам. Заявленная Минреинтеграции процедура проверок, как говорит Кравец, потребует немалых расходов на администрирование и, соответственно, бюджетных расходов.

Кроме того, непонятным остается, что проверяющие станут расценивать как «подозрение» в неправомерном получении выплат. Ни в профильном ведомстве, ни в Кабмине этот момент не пояснили.

Впрочем, на самом деле по факту уже работает «две линии» проверок.

Первая — низовая, которая нигде особо не афишируется. Переселенцы рассказывают, что в некоторых городах ЖЭКи при появлении «чужих» выясняют, что это за люди, а, узнав, что переселенцы, требуют показать договор аренды. И затем начинают таких жильцов отслеживать. Такие прецеденты есть, в частности, по Запорожью, где много переселенцев.

ЖЭКи работают в связке с полицией, и, если человека «давно не видно», те могут начать это дело раскручивать. Недавно людей, которые задавали вопросы о квартиросъемщиках, зафиксировали также в одном из киевских ЖК.

В небольших городах и селах судьбой переселенцев, которые внезапно «исчезают» (к примеру, уехали домой) весьма активно интересуются местные жители. И в общинах такие «сигналы» собирают и передают «куда следует».

И уже тогда запускается «вторая линия» — то есть по «сигналу» уже по конкретному адресу идут проверяющие из соцслужб.

При этом, как говорит Кравец, в реальности пострадать могут не только мошенники.

«Переселенцы время от времени переезжают — в другую квартиру или соседний город. Но не все могут оперативно перерегистрироваться по новому адресу. К примеру, если речь идет о частных предпринимателях, то для них перерегистрация может быть связана еще и с необходимостью менять учет в налоговой, а это долго и хлопотно. Кроме того, все «прописки» для мужчин идут через военкоматы, а те нередко диктуют свои правила. Скажем, не дают человеку разрешения на смену места жительства или же попросту вручают повестку. Поэтому многие мужчины просто боятся идти в военкоматы», — говорит Кравец.

«Дия» не подходит
У многих переселенцев с недавних пор появилась еще одна проблема — им просто перестали платить помощь, не снимая при этом статуса. Люди жалуются, что не получили деньги за два месяца.

По этому вопросу переселенцы уже атакуют местные соцслужбы и профильное ведомство. Недавно Минреинтеграции вышло с пояснениями на этот счет. В министерстве сообщили, что к ним действительно обращаются граждане, которым задерживают выплаты. И пояснили, что такие случаи происходят, когда люди сообщают о смене места жительства через «Дию» (хотя сами власти еще недавно предлагали и регистрироваться, и менять адрес, и сообщать о возврате домой в том числе через «Дию»).

Но сейчас, как оказалось, такой вариант не подходит.

«ВПЛ нужно обратиться в Управление социальной защиты по новому месту фактического проживания. Органы соцзащиты не должны требовать оформления повторного заявления на получение помощи. Выплаты должны продолжить на основании уже зарегистрированного заявления по месту предыдущего проживания», — отметили в Минреинтеграции.

Там также заверили, что помощь будет начислена за все месяцы с моменты смены места проживания.

Но нужен личный визит по месту новой регистрации. Пока неясно, надолго ли это изменение. В Минсоцполитики утверждают, что «вопрос автоматического переназначения помощи будет решен до конца апреля». Пока же обязательный поход с соцслужбу станет еще одним «фильтром» для тех, кто уехал домой, но продолжает получать выплаты.

https://ctrana.news/news/430627-kak-v-ukraine-budut-proverjat-vpl-i-pochemu-im-zaderzhivajut-vyplaty-pereselentsam.html