Общественная организация «Взаимодействие»

Общественная организация «Взаимодействие»

Общественная организация «Взаимодействие»
Мы приветствуем общественно направленную
активность и творческий подход
в реализации целей и задач
«Взаимодействия»

Сокращение рабочих мест и социальное неравенство — последствия пандемии

Пандемия COVID-19 усугубила неравенство не только между странами, но и внутри стран. Потеряв работу, многие люди остались без средств к существованию.

Неравенство между странами увеличивается – полное восстановление экономики, измеряемое ВВП на душу населения, в ближайшей перспективе останется недостижимым для развивающихся стран. В 2022 году объем производства на душу населения в развивающихся странах будет более чем на 2 процента ниже уровня, ожидаемого до начала пандемии. Такой прогноз, сделанный экспертами ООН, в интервью Службе новостей озвучил Григор Агабекян, сотрудник Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам.

Неравенство между странами увеличивается — полное восстановление экономики, измеряемое ВВП на душу населения, в ближайшей перспективе останется недостижимым для развивающихся стран. Прогнозируется, что в 2022 году объем производства на душу населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой будет более чем на 2 процента ниже уровня, ожидаемого до начала пандемии. В то же время предполагается, что ВВП на душу населения в развитых странах почти полностью восстановится к 2023 году, достигнув уровня, ожидаемого до начала пандемии. Такая неравномерность темпов восстановления между развитыми и развивающимися странами приведет к увеличению неравенства доходов между странами и сделает почти невозможным сокращение глобального неравенства к 2030 году, как это предусмотрено Целями устойчивого развития.

Пандемия COVID-19 усугубила неравенство не только между странами, но и внутри стран на фоне различий в уровне безработицы и доле трудового дохода в развитых и развивающихся странах. За первые два квартала 2021 года глобальные трудовые доходы сократились на 5,3 процента, и около 108 миллионов рабочих в настоящее время живут в крайней или средней степени бедности, большинство из них в развивающихся странах. Кроме того, пандемия нанесла более тяжелый урон тем, кто находится в нижней части распределения доходов. В то время как средние доходы людей, входящих в нижние 40 процентов мирового распределения доходов в 2021 году были примерно на 6,7 процента ниже по сравнению с 2019 годом, доходы людей в верхних 40 процентах снизились всего на 2,8 процента.

Многие низкоквалифицированные работники сталкиваются с более опасными условиями труда, рискуя заразиться COVID-19 на работе.

Асимметричное воздействие кризиса на занятость и доход между группами населения также усиливает неравенство внутри стран. Разрыв между высококвалифицированными и низкоквалифицированными профессиями продолжает расти, не только в связи с разным уровнем заработной платы и разной степенью уязвимости при экономических кризисах, но и, что особенно важно, с возможностью работать удаленно. Многие низкоквалифицированные работники сталкиваются с более опасными условиями труда в секторах, таких как розничная торговля, общественное питание, здравоохранение и услуги по уходу, которые связаны с высоким риском заражения COVID-19. Пандемия также ускорила продолжающееся исчезновение рабочих мест средней квалификации, что способствовало усилению поляризации доходов.

В 2020 году глобальная занятость больше всего сократилась среди работников средней квалификации (-4,7 процента), за ними следуют низкоквалифицированные работники (-3,3 процента) и высококвалифицированные работники (-1,3 процента) по сравнению с 2019 годом.

Каковы перспективы роста занятости в Европе и в мире?

Прогнозируется, что в 2022–2023 годах уровень занятости в мире останется значительно ниже допандемийного уровня и, возможно, такая картина сохранится и в последующий период. Несмотря на экономический подъём, темпы создания рабочих мест в 2021 году были в значительной степени недостаточны для того, чтобы компенсировать предшествующую потерю, хотя картина значительно различается по регионам. В то время как рынки труда в развитых странах постепенно улучшаются по мере ускорения восстановления, рост занятости в развивающихся странах остается слабым на фоне более низкого прогресса в области вакцинации и ограниченных бюджетных расходов на стимулирование экономики. В развитых странах полное восстановление занятости прогнозируется в 2023 году или, в некоторых случаях, в 2024 году. Ожидается, что в развивающихся странах, особенно в странах Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна и Западной Азии, восстановление рабочих мест будет происходить гораздо медленнее. При этом многие развитые страны сталкиваются с очень значительной нехваткой рабочей силы.

В 2022 году объем производства на душу населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой будет более чем на 2 процента ниже уровня, ожидаемого до начала пандемии.Фото МОТ/К.Озвардар
В 2022 году объем производства на душу населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой будет более чем на 2 процента ниже уровня, ожидаемого до начала пандемии.
Некоторые европейские страны сталкиваются с проблемой нехватки рабочей силы, что создало серьезные логистические проблемы

Что касается Европы, то условия на рынке труда в европейских странах заметно улучшились в 2021 году, при этом в большинстве стран произошло значительное увеличение продолжительности активного рабочего времени. В Германии и Чехии уровень безработицы снизился до очень низких показателей, правда в то же время в Греции и Испании уровень безработицы остается высоким. Поэтапная отмена схем поддержки рабочих в случае вынужденного простоя (то есть выплат неработающим заработной платы из государственного бюджета), реализованных в ряде стран с начала пандемии, может привести к умеренному росту безработицы, но в целом европейская экономика должна добавить рабочие места в ближайшие пару лет. Ожидается усиление спроса на рабочую силу. Некоторые европейские страны сталкиваются с проблемой нехватки рабочей силы, что создало серьезные логистические проблемы и отражает несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и разную скорость восстановления в разных секторах. Хотя иммиграция остается политически очень деликатным вопросом, долгосрочная комплексная иммиграционная стратегия по привлечению квалифицированных рабочих может смягчить проблему нехватки рабочей силы. Устранение препятствий для внутренней мобильности, возникших в результате пандемии, может также сыграть положительную роль.

Источник — https://news.un.org/ru/interview/2022/01/1416852