Старики, кризис и роботы
По всем странам стремительно меняется пропорция старшего и младшего поколения в составе населения. Согласно последнему прогнозу ООН, к 2100 году 2,47 млрд человек — более четверти населения мира — будут старше 65 лет, однако только 2,3 млрд будут моложе 20 лет.
Как отмечают (https://iq.hse.ru/news/888679820.html) исследователи, старение населения — большая проблема для национальных экономик. Его влияние на социально-экономическое развитие будет ощущаться во многих аспектах: от замедления внедрения инноваций и повышения производительности труда, до значительного давления на экономику социального государства.
Пенсионный кризис проявится особенно сильно в случае крупных обвалов рынков ценных бумаг, куда вкладываются пенсионные фонды, а также в случае возможного дефолта государства.
К другим проблемам, связанным с глобальным старением, ученые относят дискриминацию по возрастному признаку (эйджизм), противостояние между «молодыми» и «старыми» государствами, а также уклон демократии в геронтократию (власть пожилых).
Однако глобальное старение может быть и стимулом к развитию, в первую очередь технологическому, считают исследователи. Появятся разработки, которые, помимо борьбы с болезнями, облегчат жизнь престарелых людей, удешевят уход за больными, а также помогут участию пожилых в трудовом процессе.
Таким образом, глобальное старение, хотя его положительная роль здесь ещё недооценена, становится одним из важнейших драйверов технологического прорыва.