«Вся моя молодость прошла в ужасе». Жители Афганистана — о жизни при «Талибане»
Экстремистская группировка «Талибан», которая в некоторых странах считается террористической, полностью захватила власть в Афганистане 1996 году и провозгласила исламский эмират. В стране ввели шариат, резко ограничили права женщин, ввели смертную казнь и телесные наказания, также в это время была уничтожена огромная часть культурного наследия. У власти талибы продержались до вторжения американских войск в 2001 году, а позже ушли в подполье.
Весной 2020-го власти США объявили о подписании мирного договора с «Талибаном» и о выводе американских войск к сентябрю 2021 года. После этого группировка усилила военное наступление и смогла взять под свой контроль значительную часть Афганистана. На некоторых подконтрольных территориях талибы заново вводят шариат и расстреливают афганских военных, несмотря на условия мирного соглашения и обещания ведения умеренной политики.
За последние месяцы десятки тысяч человек бежали из страны, оставшиеся – боятся возвращения в годы, когда талибы были у власти. «Настоящее Время» рассказывает истории людей, которые жили во время правления «Талибана» в 1990-х, и как они относятся к тому, что происходит в их стране сейчас.
«Моя молодость прошла в ужасе»
Когда «Талибан» захватил власть в 1996 году, Вахида работала в афганском правительстве и училась в одном из университетов в Кабуле. То время она вспоминает со страхом до сих пор. Из-за опасений за свою жизнь она не называет своего полного имени и скрывает некоторые детали своей биографии.
Из-за строгих законов, которые приняли талибы, молодая женщина быстро лишилась работы и не смогла закончить учебу. Сейчас Вахида – домохозяйка и воспитывает дочерей, муж не хочет, чтобы она работала. Вахида вспоминает, что из-за ухудшающейся ситуации с правами женщин и опасений за безопасность дочери отцу пришлось выдать ее замуж.
«Некоторых моих подруг выдавали замуж против их воли, потому что быть одинокой девушкой в Афганистане было небезопасно. Из-за этого же моя семья выдала замуж и меня. После [прихода «Талибана» к власти] начались самые ужасные дни в моей жизни: даже лица талибов пугали меня, я больше не могла ходить на работу, даже на улицу было трудно выходить», – вспоминает Вахида.
Сразу же после прихода к власти «Талибан» резко ограничил права женщин. Им запретили работать в любых отраслях, кроме медицины, посещать учебные заведения и даже просто выходить на улицу без сопровождения родственника мужского пола. Особенно тяжело пришлось женщинам, которые овдовели за время афганской войны и были вынуждены содержать себя и своих детей самостоятельно.
Женщины также были обязаны носить на людях бурку – вид одежды, который полностью скрывает тело, волосы и лицо женщины. Под запретом оказались также декоративная косметика, обувь на каблуках, салоны красоты, поездки с мужчинами – не родственниками в транспорте. Женщин наказывали за «вызывающее поведение», под которым могло пониматься что угодно, что не соответствовало ультраконсервативной интерпретации Корана «Талибаном». На призывы ООН и западных стран отменить принятые указы в отношении прав женщин и вернуть хотя бы доступ к образованию власти заявляли, что это лишь приведет к разврату, разрушению страны и ислама.
«Страх был со мной все годы их правления. Я помню, как талибы избивали женщин, как они запрещали девушкам учиться. Из-за них я не смогла получить высшее образование и исполнить свои мечты. Самое ужасное было то, что женщины были вынуждены носить бурку, я никогда не хотела одеваться так, как хотели талибы», – рассказывает Вахида.
В 2001 году после терактов 11 сентября США ввели войска в Афганистан из-за того, что «Талибан» укрывал на своей территории лидеров «Аль-Каиды» и предоставлял им площадку для тренировочных лагерей. Правительство талибов пало через два месяца – в декабре 2001-го. Во главу нового переходного правительства был поставлен политик Хамид Карзай, который отменил большую часть запретов.
«С концом их правления я будто начала жить заново. Я стала без страха выходить на улицу, надевать то, что хочу. Ислам – религия мира, а не насилия, но талибы показывали миру это иначе», – рассказывает Вахида.
С подписанием мирного договора в 2020-м и выводом войск США из Афганистана «Талибан» начал нападать на правительственные здания, военные базы и завоевывать территории. До подписания мирного договора с США политическое крыло «Талибана» публично заявляло о более «либеральном» подходе к правам женщин и обещало не пытаться ужесточать законы и принять во внимание интересы женщин в получении образования и трудовой занятости. Но, несмотря на эти обещания, в северных провинциях Афганистана, над которыми талибы установили контроль, женщинам вновь запрещают выходить из дома без мужчин и обязывают носить хиджаб. В некоторых районах, которые «Талибан» контролировал и ранее, женщинам было разрешено получать исключительно религиозное образование.
«Вся моя молодость прошла в ужасе. Я не хочу, чтобы молодежь, а девушки в особенности, лишились своих прав, – говорит Вахида. – Мое желание лишь одно – чтобы девушки современного Афганистана никогда не превратились в девушек времен талибов».
По словам Вахиды, она хочет, чтобы ее дочери получили образование и позже смогли устроиться на работу. Но если «Талибан» вновь придет к власти, то она вместе с семьей готова покинуть Афганистан.
«Я боялся не за себя, а за жену и дочь»
Абдулу Найему Акахелу только исполнилось 20 лет, когда «Талибан» пришел к власти. В эти годы он прошел через бедность и одиночество – вся его семья бежала из Афганистана.
«Все мои братья и сестры успели покинуть страну, а я не смог. Мне пришлось остаться. [За время правления талибов] я пережил и бедность, и голод, и безработицу. В дни усиления боев приходилось прятаться у себя во дворе, чтобы не погибнуть, если [в дом] попадет ракета», – рассказывает Абдул.
В период правления талибов многие ранее привычные развлечения были запрещены, а огромная часть культурного наследия страны была полностью уничтожена. Сторонники «Талибана» считали искусство в целом проявлением ереси. За неполных шесть лет у власти в стране были уничтожены национальные памятники, музеи, библиотеки, коллекции искусства, десятки тысяч кинолент и книг были сожжены. «Талибан» запретил широкие нерелигиозные празднества, музыку, кино и телевидение. Абдул говорит, что этот запрет отразился и на его личной жизни.
«Мы с женой мечтали о большой и шикарной традиционной свадьбе, но по закону того времени нельзя было даже включить музыку. Поэтому на свадьбе было всего лишь несколько человек, и у нас не было каких-либо церемоний», – вспоминает Абдул.
Незадолго до введения американских войск в Афганистан Абдул устроился на работу в Международную организацию по миграции. Несмотря на то что различные международные гуманитарные организации в этот период могли продолжать работать в Афганистане, сотрудники-афганцы или их семьи часто становились жертвами нападений со стороны сторонников «Талибана». Абдул рассказывает, что тогда он особенно переживал за свою семью.
«Мне приходилось и работать, и защищать их. Это очень тяжело. Я боялся больше не за себя, а за свою жену и дочь, потому что в то время без мужчин женщинам жить было просто невозможно, – говорит Абдул. – Иногда, когда мне приходилось оставаться в офисе на ночь, я просил родственников оставаться с ними, чтобы их не убили».
По мнению Абдула, талибы начали мобилизовать свои силы еще в 2014 году, когда США впервые начали выводить свои войска. В реформирование «Талибана» и обещания вести более умеренную политику он не верит: «От них можно ожидать чего угодно».
Источник: novostipmr.com