Вместо учёбы — работа
Госкомстат провел статистическое исследование с целью выявления причин уклонения школьников от учёбы.
Дети должны учиться, а взрослые — работать. Ни один нормальный человек не станет с этим спорить, это аксиома. Дети учатся для того, чтобы создать базу для своего будущего, ведь если человек не окончил как минимум школу, то он малограмотен и, скорее всего, будет рабочей силой.
Конечно, не все дети охотно ходят в школу, и немало школьников c радостью прогуливают посещение этого учебного заведения. Причины прогулов могут быть самыми разными. Это может быть банальная лень или же усталость из-за чрезмерных нагрузок. Подобное может произойти, если ребёнок попал в плохую компанию. Также нежелание посещать школу может быть связано с конфликтами с одноклассниками или учителями.
Обычно родители бывают в шоке, узнав, что их чадо вместо школы пошло «налево»: к друзьям, в парк, просто гулять по улице, лишь бы не садиться за школьную парту. Но бывает, что родители в курсе того, что их ребёнок не учится, и, более того, они сами способствуют тому, чтобы он оставил учебу.
По данным ООН, доступность школьного обучения в большинстве развитых государств достаточно высока: среднее образование получают более 90% детей школьного возраста. Исключение составляют нефтяные монархии Персидского залива, например, Кувейт или Саудовская Аравия. Там среднее образование получают около 70% детей. В этих исламских странах многие девушки либо вообще не ходят в школу, либо бросают обучение из-за раннего замужества. Некоторые из них, родив детей, возвращаются в школы, но статистика их уже не учитывает.
По данным же Международной организации труда (МОТ), около 246 миллионов детей в современном мире в возрасте от 5 до 17 лет, или один из каждых шести, вынуждены сегодня работать, вместо того чтобы посещать школу. Почти 3/4 из них, или один из каждых восьми, подвергаются в наши дни выполнению опасных и вредных работ.
Почти три четверти всех работающих детей в современном мире, или около 180 миллионов детей, подвергаются жестокой эксплуатации на рабочих местах.
Они часто задействованы на работах, опасных для неокрепшего детского организма или создающих прямую угрозу жизни несовершеннолетних трудящихся. Это означает, что один из каждых восьми детей повсеместно рискует своей жизнью.
Около 110 миллионов детей, занятых на опасных работах, — моложе 15 лет. Порядка 73 миллионов работающих детей во всех странах мира не достигли ещё 10-летнего возраста. По имеющимся оценкам, примерно 8,4 миллиона детей попали в ловушку наиболее отвратительных форм детского труда. Их тяжким уделом стали рабство, работорговля, залог в рабство в счёт погашения долгов, проституция, порнография и другие виды нелегальной деятельности, не совместимой с возрастом, здоровьем и психикой детей.
Работая, девочки и мальчики в одинаковой степени подвергаются различным видам риска, который почти равномерно распределяется между ними на рабочих местах. Среди детей, занятых на выполнении опасных и вредных работ, большинство принадлежат представителям «сильного» пола — 55 процентов.
Подавляющее большинство работающих детей сосредоточено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в «новых индустриальных странах» Юго-Восточной Азии.
В нашей стране средним образованием охвачены большинство детей, но если в советское время домой к ребёнку, не посещающему занятия, приходили сначала классный руководитель, а затем, в тяжёлых случаях, и милиция, то сейчас все куда более либерально… Но как бы итогом этой либеральности не стало поколение неучей.
Нередко на улицах столицы можно увидеть детей, моющих окна машин, остановившихся на красный свет светофора, или pебятишек, торгующих всякой всячиной, и всё это в то время, когда они должны быть в школе. Конечно, если речь идёт о подработке в свободное от учёбы время и если труд нетяжелый, то ничего плохого в этом нет.
Другое дело, когда дети бросают учёбу и начинают трудиться. Скажем, в сельской местности дети нередко трудятся на поле, помогая в хозяйстве, и в помощи родителям нет ничего плохого. Но последние порой, решив, что руки в хозяйстве нужнее мозгов, не разрешают детям ходить в школу, едва те освоят азы грамоты и счёта. Что касается девочек, то тут некоторые горе-родители рассуждают следующим образом: «Функция женщины быть женой и матерью, а для этого образование ни к чему». Говоря об образовании мальчиков, некоторые родители утверждают, что и им образование особо не нужно, ведь поле вспахать или работать на стройке можно без знания теории относительности. К тому же школа означает дополнительные расходы на покупку школьной формы, принадлежностей, а то и на транспорт, а это в тягость семьям, где каждая копейка на счету.
Кстати, в пpеддвеpии нового учебного года Moyazarplata.az сравнила расходы на подготовку к учебе в школах Азербайджана и стран СНГ. В результате выяснилось, что траты на подготовку детей к учёбе оказались непомерными для четверти азербайджанских родителей.
Онлайн-опрос «Какую часть зарплаты вы потратили на подготовку ребенка к школе в Азербайджане?» проводился на сайте Moyazarplata.az в августе 2011 года.
По данным опроса, большинству респондентов (30%) удалось подготовить детей к школе в Азербайджане менее чем за половину месячной заработной платы. Азербайджан — единственная страна среди участников опроса, где данный ответ набрал максимальное количество голосов.
При этом следующий по популярности ответ — «более 100% зарплаты». К такому выводу пришли 26,67% родителей, собравших детей в школы Азербайджана. Еще 16,67% проголосовавших отметили, что подготовка отняла у них от 51 до 60% заработанных денежных средств.
Равное количество родителей (по 10%) сообщило, что собрать ребёнка в школу Азербайджана можно за 71-80% и 81-90% от месячного оклада. Пожертвовать 91-100% зарплаты пришлось только 3,33% пользователей.
Нурай А., мама семилетнего Алескера: «В этом году на покупку формы и канцелярских принадлежностей мы потратили около 320 манатов — это немногим меньше средней зарплаты в Баку. На следующий год в школу в Азербайджане пойдет и младший сын — придется ему «донашивать» и одежду, и учебники».
Сколько потратили родители в странах СНГ?
Наиболее частый ответ в странах-участниках — «более 100% зарплаты». Его выбрали 44,09% украинцев, 41,46% белорусов, 31,3% россиян и 22,91% казахстанцев.
Е. Малахова